Учимся оценивать дизайн сайта

22 Августа 2014 13:39
0

Это понятное всем и непонятное никому слово «дизайн», именно ему мы посвятим данный пост. Не всем видам дизайна, конечно, а дизайну сайтов. Вообще утверждение дизайна сайта у заказчика иногда бывает сравнимо с кругами ада незабвенного Данте, потому что дизайн – это та составляющая сайта, которая практически не поддается рациональной оценке, здесь все зачастую упирается в «нравится / не нравится», поэтому важно пытаться даже в этом вопросе оперировать какими-то общеизвестными и понятными критериями.

Если во время переговоров и обсуждений вы услышали нечто вроде: «Что-то мне не нравится, но я не знаю что», - считайте это началом конца или сигналом к срочной эвакуации персонала. Шансы узнать у клиента, что же конкретно ему не нравится, ничтожно малы, а отстоять собственную позицию, даже если Вы в ней уверены, может быть крайне сложно. Вы можете долго рассказывать о том, что у Вас работают исключительно профессиональные дизайнеры, дипломами и грамотами которых увешаны все стены офиса, это вряд ли убедит клиента. Конечно, бывают исключения, но лучше надеяться на лучшее, а готовиться к худшему.

Итак, если эстетические предпочтения заказчика в корне расходятся с Вашими, то последний шанс спасти ситуацию – рациональные доказательства. В Вашем арсенале должно быть несколько инструментов, с помощью которых Вы сможете оценить созданный дизайн сайта буквально на глазах у своего клиента. Но, конечно, в первую очередь, Вы сами должны быть уверены в качестве своей работы.

Не будем размениваться по мелочам, а сразу пустим в ход «тяжелую артиллерию»: сервис eyequant.com. Этот сервис станет для Вас и заказчика объективным беспристрастным и неподкупным судьей. Ресурс условно бесплатный, т.е. с его помощью Вы бесплатно сможете оценить одну страницу своего сайта или один макет, а вот за большее количество уже придется заплатить, но иногда собственное время и нервы бывают дороже денег.

План действий такой: Вы загружаете на сайт тестируемый макет или ставите ссылку на нужную страницу сайта, а взамен получаете экспресс-оценку ее дизайна по нескольким параметрам. В частности, сервис подскажет Вам, какие блоки визуально привлекательны для посетителей, на что они обращают наибольшее и наименьшее внимание, будут ли посетители считать, что дизайн лаконичный и выверенный или, наоборот, хаотичный.

Все результаты представлены графически, это не какие-то абстрактные фразы и оценки, а пояснения, отрисованные на Вашем конкретном макете. За основу берутся пять основных параметров, по которым и производится оценка. В частности:

Perception map, или карта восприятия, как следует из названия, демонстрирует Вам области, которые пользователь видит в первые секунды своего просмотра сайта.

Учимся оценивать дизайн сайта

Attention map, карта внимания, она показывает, какие элементы дизайна сайта способны привлечь наибольшее внимание посетителя. Исходя из этого, все элементы раскрашиваются в цвета от синего (наименьшее привлекательность) до ярко красного (наибольшая привлекательность).

В основе данного метода оценки лежат исследования в области нейропсихологии, проводимые в Германии. Ученые наблюдали за тем, как движется человеческий глаз при изучении того или иного изображения (в нашем случае – макета сайта) и пытались выявить закономерности. Затем полученные эмпирическим путем результаты сравнивались с прогнозами, которые дает сервис eyequant.com. Процент схожести достигал 90%.

Учимся оценивать дизайн сайта

Еще один показатель – Hot Spots, так называемые «горячие точки», т.е. десять точек на сайте, которые максимально привлекают внимание посетителей.

Regions of Interest, «регионы интересов», - это, предположительно, те области, куда лучше всего было бы поместить самые важные элементы.

Visual Clarity – это показатель, оценивающий простоту и понятность дизайна. Здесь тоже присутствует цветовое обозначение. Зеленым помечаются области, отвечающие всем требованиям простоты и понятности, а красным помечаются проблемные области.

Учимся оценивать дизайн сайта

В результате, Вы не только получите подробный анализ дизайна своего сайта, но и рекомендации по его улучшению.

Учимся оценивать дизайн сайта

Опираясь на такие данные, Вы сможете обоснованно отстаивать собственную позицию во время переговоров с заказчиком. Но, конечно, eyequant.com – это далеко не единственный сервис, который может облегчить Вам жизнь.

В частности, не стоит пренебрегать сервисами типа Screenfly (quirktools.com/screenfly). Он пригодится Вам, если Вы создаете сайты с адаптивной версткой и Вам важно, чтобы Ваш сайт корректно отображался на разных типах устройств. Продемонстрировать адаптивность верстки прямо перед заказчиком можно с помощью Screenfly.

Учимся оценивать дизайн сайта
Вы просто копируете адрес сайта в строку и нажимаете «OK», по дефолту Вы увидите отображение своего сайта на экране стандартного компьютера, но затем Вы можете выбрать необходимый тип устройства из 27 предложенных вариантов. Здесь есть Kindle Fire, Samsung Galaxy Tab, Apple iPhone 5 и даже телевизоры с разной диагональю. При необходимости Вы даже сможете задать произвольные ширину и высоту экрана, а также включить или выключить скроллинг.

Так, например, будет выглядеть наш сайт на Samsung Galaxy Tab.

Учимся оценивать дизайн сайта

Напоследок еще один сервис в Вашу «копилку», называется он Five second test (fivesecondtest.com). Название говорит само за себя. Идея не нова и, как воздух необходима буквально всем, кто занимается разработкой. Разве Вам не хотелось услышать мнение со стороны? Конструктивная критика, как правило, идет только на пользу. Но если раньше в Вашем распоряжении были только родные и друзья, которые далеко не всегда бывают объективны, то данные сервис позволяет показать Ваш сайт в течение 5 секунд большому числу пользователей, да не только показать, но и задать вопросы. Согласитесь, что в итоге Вы получите бесценную информацию. Но…

Регистрация на сайте, загрузка своего макета и составление небольшой анкеты – это дело нескольких минут, но чтобы получить возможность рассылать ссылку на свой тест людям, Вы должны сами отсмотреть и оценить, как минимум, десять сайтов других пользователей, тем самым заработав очки (credits).

Учимся оценивать дизайн сайта

Наверное, Вы уже догадались, в чем главный недостаток этого ресурса. Большинство из тех, кто будет смотреть Ваш макет – это такие же разработчики, как и Вы, которые просто стремятся заработать баллы для себя. Это значит, что они вряд ли будут вдумчиво отвечать на вопросы, велика вероятность того, что часть вопросов вообще останутся без ответов, а в некоторых напишут бессмысленные фразы, а Вам придется разделять «семена и плевела». С другой стороны, Вы ничем не рискуете, только потратите немного своего времени. Возможно, Вам действительно попадутся сознательные респонденты, ведь даже один хороший совет, скорее всего, будет стоить затраченного времени.

Мы же со своей стороны советуем Вам не жалеть времени на поиск и освоение всевозможных сервисов, которые могут помочь Вам облегчить собственную работу. Мы назвали только несколько полезных ресурсов, Вы тоже можете делиться с нами своими «находками».